Каталог
  • Внимание!!!

    У вас отключены JavaScript и Cookies!

    Для полноценной работы сайта Вам необходимо включить их!

Устройство конструкций деформационных швов

24 Декабря 2013

Устройство конструкций деформационных швов «Торма-Мост» в мостовых сооружениях с применением герметика битумно-полимерного «Ижора»

Разработчик: ООО «НПК СК МОСТ» (Москва) 

Скачать каталог. Файл PDF, 5,6 МБ.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на устройство конструкции мастично-щебеночных швов мостовых сооружений «Шов Торма-Мост» с применением герметика битумно-полимерного«Ижора».

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

  1. ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской федерации. Стандарты организаций. Общие положения
  2. ГОСТ 1.5-2004 Стандартизация в Российской федерации. Стандарты национальные Российской федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
  3. ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской федерации. Уведомление о проектах документов в области стандартизации. Общие требования.
  4. ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
  5. ГОСТ 12.4.013-85 ССБТ Очки защитные. Общие технические условия
  6. ГОСТ 12.4.041-89 ССБТ Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования
  7. ГОСТ 12.4.068-79* ССБТ Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования.
  8. ГОСТ 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки.
  9. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород. Технические условия.
  10. ГОСТ 11506-73* Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару.
  11. ГОСТ 25945-98 Материалы и изделия полимерные строительные герметизирующие нетвердеющие. Методы испытаний.
  12. ГОСТ 26509-94 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний.
  13. ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия
  14. СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы
  15. СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования
  16. СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть II. Строительное производство
  17. ТУ 5774-003-18819798-2009 Мостопласт-Лит гидроизоляционный рулонный наплавляемый битумно-полимерный материал с повышенной теплостойкостью
  18. ТУ 5772-009-11149403-2002 Герметик битумно-полимерный «Ижора». Технические условия. С изм. №1, №2
  19. Рекомендации по применению и монтажу конструкции деформационного шва системы «Торма ® Джойнт» в проезжей части автодорожных мостовых сооружений». СоюздорНИИ, 1998.
  20. Технологический регламент устройства конструкций деформационных швов «Торма-Мост» (типа «Торма-Джойнт») в процессе ремонта автодорожной части моста через р. Волгу на автомобильной дороге Нижний Новгород – Шахунья – Киров, ООО «НПП СК МОСТ», 2007 г.
  21. Правила техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб. 

3. Термины и определения

Сооружение мостовое – сооружение, предназначенное для перевода транспортного пути или водовода через препятствие. К этой группе сооружений относятся мосты, путепроводы, виадуки, эстакады, акведуки, мосты-каналы, селедуки.
Одежда дорожная – совокупность элементов, укладываемых на плиту проезжей части, обеспечивающих проектный профиль, ровность, а также защиту элементов пролетного строения от проникновения к ним воды.
Слой защитный – элемент дорожной одежды на мостовом сооружении или защитная стенка на гидроизоляционном элементе железобетонной конструкции, устраиваемая поверх гидроизоляции для предохранения ее от повреждений.
Конструкция деформационного шва – конструкция, находящаяся в зазоре между торцами пролетных строений или торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры.
Компенсатор – элемент конструкции деформационного шва, обеспечивающий его герметичность и не препятствующий продольным перемещениям пролетного строения за счет собственной деформации.

4. Устройство конструкции «Шов Торма-Мост»

4.1. Конструкция «Шов Торма-Мост»

4.1.1 «Шов Торма- Мост» представляет собой конструкцию деформационного шва, предназначенную для перекрытия зазора между пролетными строениями, воспринятия и обеспечения продольных и угловых перемещений в надопорных сечениях и над шарнирными соединениями пролетных строений автодорожных мостовых сооружений.
4.1.2 Конструкцию «Шов Торма-Мост» применяют на пролетных строениях, имеющих перемещения в шве с амплитудой ±15 мм, определяемые в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84*.
4.1.3 Конструкция «Шов Торма-Мост» представлена на рис. 4.1.
В ее состав входят: компенсатор из двух слоев рулонного гидроизоляционного ма­териала «Мостопласт» по ТУ 5774-025-01393697-99, стального листа со штырями, пере­крывающего зазор между смежными пролетными строениями и мастично-щебеночного заполнителя.  

УСТРОЙСТВО КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ

Рис. 4.1 Конструкция деформационного «Шва Торма-Мост»:
1 – конструкция пролетного строения; 2 – гидроизоляция; 3 – литой афсфальтобетон; 4 – уплотняемый асфальтобетон; 5 – металлическая пластина; 6 – обмазка горячей мастикой (гидроизоляцию не покрывать); 7 –щебеночно-мастичное заполнение, полученное смешением на месте; 8 – щебеночно-мастичное заполнение, полученное смешением в мешалке; 9 – горячий герметик; 10 – мелкий щебень; 11 – компенсатор

4.1.4 Конструкцию «Шов Торма-Мост» выполняют выше защитного слоя (при его наличии). При отсутствии защитного слоя конструкцию «Шов Торма-Мост» выполняют поверх выравнивающего слоя или плиты проезжей части.
4.1.5 Конструкции «Шов Торма-Мост» выполняют шириной 300, 500,
750 мм. Конструкции шириной 300 – 400 мм применяют над узлами с шарнирными соединениями; при продольных перемещениях не более ± 5 мм; в продольных деформационных швах.
Конструкции шириной 500 мм являются оптимальными. Конструкции шириной более 750 мм применять не рекомендуется.
4.1.6 Конструкции «Шов Торма-Мост» применяют минимальной толщиной
70 мм, оптимальная толщина – 100 мм. При толщине более 150 мм выполняют несколько конст­рукций друг над другом. В зоне тротуаров применяют аналогичную конструкцию пере­крытия шва. При интенсивном движении пешеходов поверху шва укладывают перекры­вающую металлическую полосу.
4.1.7 Обычно конструкции «Шов Торма-Мост» применяют при косине до 45°. В этом случае ширину шва принимают равной 500 мм.
Швы «Шов Торма-Мост» не рекомендуется применять на участках дорог вблизи примыканий съездов и у светофоров, где могут быть остановки и торможение транспортных средств.
Максимальный уклон, при котором могут быть применены конструкции «Шов
Торма-Мост», составляет 40%.
Параметры конструкции «Шов Торма-Мост» и ее технические характеристики приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1 Технические характеристики конструкции «Шов Торма-Мост»

Ширина
шва, мм.
Толщина
шва, мм.
Максимальный
продольный
уклон, %
Максимально допустимые
перемещения, мм.
горизонтальные вертикальные
750 Более 100
100
100-70
70
20 ± 15
± 15
± 15
± 7,5
± 5
500 Более 100
100
100-70
70
40 ± 15
± 15
± 15
± 7,5
± 5
300 Более 100
100
100-70
70
40 ± 5 ± 1

4.2. Материалы для конструкции «Шов Торма-Мост»

4.2.1 В зазоре между пролетными строениями образуют двухъярусный компенсатор из гидроизоляционного рулонного материала «Мостопласт» ТУ 5774 025-01393697-99 (Приложение А).
«Мостопласт» приклеивают к поверхности выравнивающего слоя или плиты про­езжей части оплавлением пламенем горелки. Лоткам компенсатора следует придавать по­перечный уклон, выполняя их переменной глубины. В стыках полос материал «Мосто­пласт» должен быть склеен.
4.2.2 Зазор над лотком компенсатора перекрывают стальной пластиной из Ст3 по ГОСТ 380-94 со штырем в нижней части во избежание сдвига пластины.
Ширина пластины должна быть в 1,5 – 2 раза шире зазора между торцами смежных пролетных строений,но не более 150 мм. Толщина пластины должна быть не менее 1/10 ширины зазора. Достаточно 4 – 5 мм.
Стальная пластина должна быть защищена от коррозии окраской горячим герметиком, используемым для выполнения конструкции шва, со всех сторон. Гидроизоляцию не покрывать герметиком.
4.2.3 Для заполнения шва применяют щебень, предпочтительно кубовидной формы, по ГОСТ 8267-93 фракции 5 – 20 мм. Щебень должен быть чистым.
4.2.4 В качестве мастичного заполнителя применяют Битумно-полимерный герметик «Ижора®» по ТУ 5772-009-11149403-2002 с изм. №1 и №2.
Физико-механические характеристики герметика приведены в Приложении Б.
4.2.5 Для составления рабочих составов заполнения шва сначала точно определяют длину шва (м) и объем штрабы V (м3) в конструкции дорожной одежды.
4.2.6 Общее количество герметика (т) равно объему штрабы, умноженному на 2/3, ми­нус 20%. Qm = 0,54V (т)
4.2.7 Расход щебня (т) равен объему штрабы, умноженному на 2. Qщ = 2V (т)
Соотношение по массе между количеством щебня и мастики составляет 3:0,8. 

4.3 Технология устройства конструкции «Шов Торма-Мост»

4.3.1 Конструкцию «Шов Торма-Мост» устраивают после выполнения всех слоев дорожной одежды на мосту.
4.3.2 На асфальтобетонном покрытии над опорой симметрично относительно ее продольной оси производят разметку штрабы для устройства конструкции деформационного шва. Ширину штрабы принимают равной 500-600 мм.
4.3.3 Штрабу образуют с помощью специального резательного оборудования с твердо­сплавными или алмазными дисками, прорезая слои асфальтобетонного покрытия (рис. 4.2). Рекомендуется производить сухую резку.

Рис. 4.2 Образование штрабы в дорожной одежде,
поз. 1 – 5 см. рис. 4.1

4.3.4 Из образованной в покрытии штрабы аккуратно выламывают вырезанные куски таким образом, чтобы не повредить ниже лежащую гидроизоляцию и кромки штрабы. С помощью лопаты и щетки тщательно удаляют все несвязанные остатки.
4.3.5 Все поверхности образованной штрабы должны быть зачищены проволочной щеткой, очищены и высушены с помощью горячего воздуха, подаваемого специальной штангой инфракрасной горелки или пламенем газовой горелки.
4.3.6 Сразу после очистки поверхности стенки штрабы должны быть покрыты горя­чим герметиком. Если между очисткой штрабы горячим воздухом и огрунтовкой проходит значительный промежуток времени, штрабу перед грунтованием следует повторно прогреть пламенем горелки или горячим воздухом (рис. 4.3). 

Рис. 4.3 Обмазка штрабы герметиком «Ижора»,
поз. 1 – 5 см. рис. 4.1


4.3.7 В штрабу засыпают горячий щебень слоем толщиной 20 мм. Разогрев щебня производят в перфорированном барабане мешалки с подогревом его факелом горящего газа или в обычной жаровне (на металлическом листе).
4.3.8 Герметик загружают в установку для расплавления и на­гревают до температуры 185 – 1950С. При этой температуре герметик не должен храниться более 6 часов.
4.3.9 Горячий герметик выливают в штрабу с уложенным щебнем в необходимом соотношении и производят их перемешивание граблями для того, чтобы каждое зерно щебня было покрыто герметиком и промежутки заполнены им.
4.3.10 Аналогично слоями заполняют штрабу, не доходя 25 мм (± 5 мм) до верха, определяемого верхом асфальтобетонного покрытия.
4.3.11 Все операции по очистке штрабы, укладке щебня, заливке герметика следует производить без продолжительных – максимум 1,5 часа – перерывов, т.к. только так мо­жет быть обеспечено достаточно прочное сцепление слоев между собой и с основанием.
4.3.12 На последнем этапе заполнения штрабы в мешалку с нагретым щебнем зали­вают разогретый до температуры 180°С герметик в количестве, необходимом только для обволакивания зерен щебня, и тщательно перемешивают.
4.3.13 Смесь щебня с герметиком выгружают на уложенный в штрабе материал с та­ким расчетом, чтобы она возвышалась над уровнем поверхности покрытия примерно на половину толщины зерна щебня.
4.3.14 Уложенную смесь тщательно уплотняют вибратором, катком или ручной уп­лотняющей плитой до тех пор, пока поверхность конструкции «Шов Торма-Мост» не сравняется с поверхностью асфальтобетонного покрытия. Уплотнением достигается водо­непроницаемость (герметичность) конструкции шва.
4.3.15 Поверх виброуплотненного слоя для придания конструкции шва полной во­донепроницаемости устраивают герметизирующий слой.
Для этого вдоль продольных кромок шва «Шов Торма-Мост», отступив от них
4 – 5 см, наклеивают клейкую ленту (скотч) шириной 50 – 100 мм.
Горячий герметик разливают в пределах площади, ограниченной клейкой лентой. Его распределяют с помощью гребка поверх виброуплотненного мастично-щебеночного слоя, заполняя все полости. Таким образом, герметизирующий слой перекрывает плоскости реза.
4.3.16 Поверх герметизирующего слоя рассыпают и прикатывают мелкий щебень фракции 5 мм.
4.3.17 Движение транспортных средств через шов открывают после его остывания.

4.4 Оборудование и дополнительные материалы

4.4.1 Для устройства конструкции «Шов Торма-Мост» требуется следующее обо­рудование:
Нарезчик швов с ручным управлением, высокоскоростной (3000 об/мин).
Отбойный молоток для вскрытия асфальтобетона.
Штанга для подачи горячего воздуха или газовые горелки.
Проволочная ручная или электрическая щетка.
Разогрев герметика следует производить в специальном плавильно-загрузочном устройстве бойлерного типа (рис. 4.4) при постоянном перемешивании.



Рис. 4.4 Плавильно-заливочное устройство


Обогрев и перемешивание должны обеспечивать однородность плавления герметика. Диапазон рабочей температуры разогрева герметика 185-195°С. Время от начала плавления герметика до его использования должно быть не более 6 часов.
Передвижная бетономешалка с барабаном без перфорации.
Вибратор с плитой массой не менее 85 кг.
4.4.2 Инструмент: алмазные диски, долото, лопаты, молоток, горелки газовые, грабли, рулетка, тележка, ведра.
4.4.3 Дополнительные материалы: гвозди, сжиженный газ в баллонах, мел. клейкая лента, вода, трос (веревка).
4.4.4 Приборы: термометр для диапазона температур от 50 до 250°С.

4.5 Контроль качества

4.5.1 В процессе выполнения работ контролируют их соответствие технологическому регламенту.
Перечень контролируемых параметров приведен в Приложении В.
Проверяют соответствие полученных материалов настоящему регламенту, проверяют температуру щебня, герметика при их укладке.
4.5.2 После завершения работ проверяют ровность поверхности в зоне шва, сверяя ее с определенной ранее, до устройства шва.

4.6 Охрана труда и окружающей среды

4.6.1. При производстве работ соблюдают общие правила безопасного их выполне­ния в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002.
4.6.2 Соблюдают правила безопасного выполнения работ с режущими механизмами, герметиками, газобаллонными установками.
4.6.3 Особое внимание следует уделять безопасному выполнению работ при нагреве щебня горелками.
4.6.4 В процессе производства работ следует предусмотреть места утилизации отходов щебня, герметика, тары и других вспомогательных материалов.

Приложение А

Характеристики гидроизоляционного материала «Мостопласт»

Характеристики материала Количественные
показатели
1. Масса материала
1.1. масса полосы, не менее, кг./м.2 5,5
1.2. Масса основы, г./м.2 250
1.3. Масса вяжущего с наплавляемой стороны не менее, кг./м.2 2,5
2. Размеры материала в рулоне
2.1. Толщина полотна, мм., не менее 5,3
2.2. Длина материала в рулоне, м., не менее 8,0
2.3. Ширина материала в рулоне., см 100±1,0
3. Разрушающие факторы
3.1. Разрывная сила при растяжении образца шириной 50 мм в произвольном направлении, Н (кгс), не менее
в продольном направлении
в поперечном направлении

1000(100)
900(90)
3.2. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее 35
4. Морозостойкость
4.1. Гибкость на холоде на брусе радиусом 10 мм, отсутствие трещин при температуре, оС, не выше минус 25
4.2. Температура хрупкости по Фраасу, оС, не выше минус 32
5. Теплостойкость, оС, не менее 130
6. Стойкость к статическому продавливанию при 250 Н (25 кгс) водонепроницаем

Приложение Б

Физико-механические характеристики герметиков «Ижора»

Наименование
показателей
Норма Методы
Испытаний
БП-Г25 БП-Г35 БП-Г50
Гибкость на стержне диаметром 20 мм, оС,
не выше
Минус 25 Минус 35 Минус 50

П.8.1.
ГОСТ 30740-2000

Климатические зоны применения II – IV Все зоны Все зоны  
Температура размягчения, оС, не ниже 100 90 95 ГОСТ 11506-73
Глубина проникания иглы при температуре 25±0,1 оС, 0,1 мм, не менее 40 45 50 ГОСТ 11501-78
Температура липкости, оС, не ниже + 50 + 50 + 50 П.8.2.
ГОСТ 30740-2000
Относительное удлинение герметика в момент разрыва, %, не менее
при минус 20 оС
75 75 75 П.8.3.
ГОСТ 30740-2000
Старение под воздействием ультрафиолетового излучения, % потери по массе, не более 15 15 15 П.8.4.
ГОСТ 30740-2000
Выносливость при 0 оС, тыс. циклов, не менее 30 30 30 П.8.5.
ГОСТ 30740-2000
Водопоглощение в течение 24 ч., % по массе не более 0,5 0,5 0,5 ГОСТ 25945-98

Приложение В

Перечень контролируемых параметров
щебеночно-мастичных деформационных швов

№ п.п. Наименование рабочих операций и
контролируемых параметров
Ед. изм. Допустимые отклонения Измерительные средства
1.

Температура воздуха

°С Не ниже + 5 Термометр
2. Геометрические размеры шва в плане мм. + / - 10 Рулетка
3. Герметизация зазора шва: глубина заливки мастики мм. 5 Штангенциркуль
4. Очистка стенок и дна паза шва   Не допускается пыль Визуально
5. Обработка пластин для перекрытия зазора между торцами пролетных строений   Не допускается наличие ржавчины и необработанных мест Визуально
6. Грунтовка стенок и дна полости штрабы   Не допускается наличие необработанных мест и мест с избытком грунтовки Визуально
7. Обработка стенок и дна полости шва горячим герметиком мм.
°С
+ / – 0,5
185 – 195
Штангенциркуль
Термометр
8. Температура щебня для заполнения полости шва °С 150 – 160 Термометр
9. Послойная укладка щебня и заливка герметиком:
 - толщина слоя щебня;
 - температура щебня;
 - температура герметика

мм.
°С
°С

+ / - 10
150 – 160
185 – 195

Штангенциркуль
Термометр
Термометр
10. Степень уплотнения слоя щебнемастичной смеси   Отсутствие следа после прохода
виброплиты
Визуально
11. Температура герметика на поверхности щебнемастичной смеси °С 160 – 170 Термометр
12.

Однородность смеси щебня, фракции 5-20 мм. с герметиком,

Температура смеси

 

°С

Отсутствие необработанных зерен щебня, равномерно распределенный герметик

160 – 170

Визуально

Термометр

13.

Расход и равномерность распределения герметика для окончательной отделки шва,

Температура герметика

%

°С

+ / – 10

185 – 195

Мерный цилиндр

Термометр

14. Равномерность распределения и температура щебня для окончательной отделки шва °С Не допускаются пропуски и места с избытком вяжущего и щебня
150 – 160

Визуально

Термометр

15. Ровность покрытия в зоне шва (зазор под 3-х метровой рейкой) мм. 5 Рейка,
штангенциркуль

 

Назад | Все статьи